В «Гладиаторе 2», долгожданном продолжении захватывающей эпопеи Ридли Скотта 2000 года, прошло шестнадцать лет с тех пор, как Максимус Децимус Меридий отдал свою жизнь за лучший Рим, и надежда, за которую сражался Максимус, давно угасла. Действие фильма начинается в Нумидии, где опытный боец по имени Ганнон (Пол Мескал) ведёт спокойную жизнь в относительном уединении, пока римские войска под предводительством безжалостного генерала Акакия (Педро Паскаль) не начинают разрушительное вторжение. Попав в плен и став рабом, Ганнон оказывается в жестоком мире гладиаторских игр, где он должен сражаться не только за выживание, но и за шанс противостоять коррумпированным правителям Рима.
Звучит немного знакомо, не так ли? С первых же минут «Гладиатор 2» во многом опирается на отголоски оригинала, от грандиозных сражений до морально обанкротившихся правителей, дёргающих за ниточки. И всё же, стремясь воссоздать магию предшественника, сиквел пытается выйти из его тени. Наблюдая за «Гладиатором 2», иногда кажется, что слушаешь хорошую кавер-группу: знакомые ноты и тексты, но невыразимая искра, которая сделала оригинал таким незабываемым, не совсем проступает.
Пол Мескал убедительно играет Ганнона, излучая спокойную напряжённость, которая приковывает внимание. Однако, несмотря на то, что он привносит в роль физическую силу и глубину, ему не хватает харизмы и серьёзности, которые Рассел Кроу привнёс в Максимуса. Связь Ганнона с событиями первого фильма добавляет интриги, но детали этой связи кажутся разочаровывающе надуманными, как идея на скорую руку, которая так и не была доработана. Тем не менее, Мескал блистает в многочисленных боевых сценах фильма и отлично взаимодействует с актёрами второго плана.
Антагонисты фильма — это что-то вроде сборной солянки. Макрин в исполнении Дензела Вашингтона выделяется на фоне остальных, сочетая харизму и театральность в своей игре, которая позволяет ему в нужный момент «пережёвывать» декорации, а также придаёт фильму столь необходимую энергию. Поначалу Макрин кажется духовным наследником Проксимо в исполнении Оливера Рида, но он оказывается гораздо более амбициозным и использует свою яркость, чтобы отвлечь внимание от тщательного планирования, происходящего за кулисами. С другой стороны, императоры-близнецы в исполнении Джозефа Куинна и Фреда Хечингера часто кажутся слишком театральными. Это странная претензия, учитывая эпоху и обстановку, известные своей театральностью, но манерность их игры имеет неприятный побочный эффект, снижая их угрозу. Педро Паскаль находит более удачный баланс, изображая Акакия как солдата, разрывающегося между долгом и сомнениями, что создаёт интересный контраст с единственным стремлением Ганнона к мести, а Конни Нильсен (вновь сыгравшая Луциллу) эффективна в довольно слабо прописанном образе.
Ридли Скотт продолжает исследовать темы власти, предательства и мести, но повествование сиквела кажется ограниченным из-за его соответствия структуре оригинала. И снова мы следим за воином, которого предали и поработили, и который поднимается по гладиаторской лестнице, чтобы противостоять римской элите. Несмотря на попытки углубиться в моральную сложность — особенно в образе Акакия в исполнении Педро Паскаля, человека, который сражается за империю, которой он одновременно служит и которую критикует, — фильм часто ставит зрелищность выше содержания.
Это зрелище, несомненно, впечатляет. Оператор Джон Мэтисон, вернувшийся из оригинального фильма, с апломбом запечатлевает захватывающие дух виды, потрясающую архитектуру и хаотичную напряжённость сражений на арене. Когда дело доходит до масштабных исторических сражений, мало кто может сравниться со Скоттом, и ранняя морская стычка задаёт тон фильму, который не боится быть масштабным. Но больше — не всегда значит лучше, и появление на арене диких животных, в том числе носорогов, павианов и даже одной-двух акул (я не шучу), грозит превратить представление в нелепицу.
Несмотря на визуальное великолепие, «Гладиатор 2» часто не может сравниться по эмоциональному резонансу со своим предшественником. Темп фильма не помогает: даже при продолжительности в 148 минут сцены кажутся скомканными, переходы — резкими, а сюжету часто не хватает связующих элементов, необходимых для полного погружения зрителей в эмоциональную атмосферу. Эти жалобы похожи на мои критические замечания в адрес прошлогоднего «Наполеона», и я не могу не задаться вопросом, не собирается ли Скотт выпустить более длинную режиссёрскую версию, как он сделал с этим фильмом и (более успешно) с «Царством небесным».
Несмотря на эти недостатки, Gladiator II остается интересным зрелищем в жанре “меч и сандалии”, к которому я испытываю большую привязанность. Сражения на арене, хотя иногда и доходящие до абсурда, остаются бесспорно захватывающими, а выступления — особенно Вашингтона и Мескаля — достаточно сильны, чтобы перенести фильм через его слабые моменты. Поклонникам оригинала ностальгических откликов и эпических декораций может быть достаточно, чтобы удовлетворить их, даже если это продолжение редко достигает такого волнующего воздействия, как его предшественник.
Комментариев 0